TOP

Нижний Новгород в картинах К.Ф.Юона

В 1911 году Константин Юон побывал в Нижнем Новгороде, эта поездка была для художника очень плодотворной. Вскоре появилась целая серия картин с нижегородскими видами и волжскими пейзажами. Особое внимание мастера привлекли ярмарки, пристани, мосты, где царило суетливое оживление, а Волга была скорее продолжением городского пространства. Именно здесь активно протекала будничная жизнь речного порта. Художник проникся широтой, открытостью, размахом нижегородской земли, многие его пейзажи из этой серии – «Пристань на Волге» (1912, Серпуховской музей-заповедник), «Закат на Волге. Нижний Новгород» (1911, Нижегородский государственный художественный музей) – выглядят как обширные панорамы.

Пейзаж «Нижний Новгород» был написан в эти годы, он изображает вид на берег, пристань, Волгу. Вода в реке пронзительно синего цвета, эта звонкая синь видна далеко, вплоть до линии горизонта. Но река и небеса являются лишь фоном, на котором разворачивается живописное повествование о завершающемся дне из жизни города.

Волжские пристани. Х., м. 71х89,5. Муз.-кв. Бродского, 1911

Картина заполнена людьми и различными транспортными средствами: это крестьянские телеги, тяжелогруженые повозки, легкие коляски, неповоротливые баржи, юркие лодки, импозантные пароходы, и все это находится в непрекращающемся и разнонаправленном движении. Всюду снуют грузчики, продавцы и покупатели, кажется, что пространство пристани проникнуто хаосом, но вся эта пестрая напряженная береговая жизнь подчинена своему издавна заведенному порядку. В пейзаже ощущается юоновское стремление соединить внимательное отношение к деталям с умением создать общее настроение картины, единый художественный образ.

Пристань на Волге. Нижний Новгород. Б., акв., белила. 51х64. Серпухов, 1912

Реализм Юона в 1910-е годы не отличался дотошностью и скрупулезностью. Многие подробности нижегородской пристани ускользают от нашего взгляда, очертания причалов, дебаркадера, кораблей, торговых рядов написаны обобщенно и широко. Преобладает авторская интонация в трактовке пейзажа – радостная и позитивная, что передается через тонкую живописную дымку, окутывающую и объединяющую все предметы. Пейзаж пронизан яркими интенсивными тонами, сочные густые мазки солнечных ,бликов соседствуют с крупными пятнами чистого цвета, написанными полужидкими красками. Панорамная композиция, наполненность воздухом и светом, мажорный колорит придают всему произведению жизнеутверждающее настроение.

Пристань «Самолет» на Волге. Нижний Новгород. Б., акв., белила. (Карт., гуашь). 51×69,5. (ЧС, Дания), 1911

Один из исследователей творчества К.Ф. Юона писал: «Может быть, только в оживленных пейзажах у старых голландцев и фламандцев мы найдем ту же смелость, с какой берет жизнь Юон, и то же совершенное отсутствие сентиментальности и слащавости».

Пейзаж «Нижний Новгород» представляет собой фрагмент из неповторимого юоновского мира, который всегда можно узнать по особой авторской любви к русским провинциальным городам – с их трогательной архитектурой, торговыми площадями, народными гуляниями, шумными базарами, деловыми пристанями. Поэтичный взгляд на будничное течение жизни – одна из главных особенностей творчества Константина Юона. Сам мастер так говорил об этом: «Начало характера и начало красоты. Мне всегда хотелось примирить эти две стороны, установить между ними связь, слить людей и их суету сует с природой… Свет, земля, люди, пространства, города – все это одно и то же».

Среди эффектных видов волжских берегов, древней архитектуры особняком смотрится картина «Нижний Новгород зимой». Она привлекает своей неброской красотой и простотой выбранного художником мотива. Константин Юон представляет зрителю вид на современную улицу Рождественскую. Художник выбирает высокую точку зрения, благодаря чему зритель принимает роль стороннего наблюдателя за жизнью города.

Нижний Новгород зимой. Холст, масло. Собрание НГХМ. 1908

Художник срезает нижний край картины, создавая эффект «случайного кадра», что вносит динамику в композицию. Этому способствуют и разнонаправленные диагональные линии: одна образована тенью от дома, другая — улицей.

Художник не прибегает к детализации, все формы он выписывает обобщенно, сосредотачиваясь на передаче атмосферы морозного солнечного дня.

Большое внимание художник уделяет снегу, его цвету и фактуре. Присмотревшись внимательнее, можно увидеть, что под тенью от столба снег голубовато-серый, под тенью от здания — серовато-коричневый, а на освещенной солнцем улице — с вкраплениями белого. Все это выписано фактурным мазком, что создает ощущение рыхлого снега и сугробов.

Источники: нгодб.рф , kolybanov.livejournal.com , НГХМ

Рассказываю о жизни Поволжья, интересуюсь журналистикой.