TOP

С.В. Малиновский о праздновании Дня народного единства

С 2005 года 4 ноября мы отмечаем государственный праздник «День народного единства», имеющий историческую связь с ежегодным общероссийским почитанием Казанской иконы Божьей Матери в день избавления Москвы от поляков, установленным царем Алексеем Михайловичем в 1649 году. Отсюда многовековая традиция духовного празднования, хранимая Русской Православной Церковью. Светский формат «молодого» праздника еще не устоялся и требует наполнения образами и смыслами, обращенными к достоинству русского народа и российской нации в целом.

Можно часто слышать, что гражданин Минин и князь Пожарский с соратниками «без приказа и указа», благодаря своему патриотическому желанию и твёрдому религиозному чувству, спасли Россию. Но, как-то упускается из виду, что грамоты патриарха Гермогена по которым поднимались и Первое, и Второе земские ополчения были именно теми самыми приказами и указами. «Грамота его ныне, что царская, коли, царя нет», – пишет в своём романе «Жребий Кузьмы Минина» нижегородский писатель Валерий Шамшурин. Этому есть свое объяснение. Московское государство в то время имело две ветви власти: светскую и духовную. Светскую ветвь возглавлял царь, духовную – патриарх. Когда светская власть оказалась обезглавленной, «начальным человеком» Московского государства,способным выступить с властным призывом, стал патриарх Гермоген. А Минин с Пожарским и соратниками стали «верными людьми», которые по его призыву- приказу спасли государство.

Остается лишь сожалеть, что в полной мере не воплотилась заявленная в 1803 году инициатива санкт-петербургской просветительской организации «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» «начертать проект для сооружения памятника Пожарскому, Минину и Гермогену для Москвы за счет добровольного пожертвования граждан». Двести лет в Москве на Красной площади стоит замечательный памятник, ставший символом народного единства и прославляющий гражданина Минина и князя Пожарского, которые собираются спасать Отечество. Буквально в нескольких сотнях метров от него в Александровском саду, уже в наше время, воздвигнут замечательный памятник патриарху Гермогену. Эти сотни метров, не идут ни в какое сравнение с тем гигантским разрывом в российском общественном сознании, которое произвело отделение Гермогена от Минина и Пожарского. Девиз «Купно заедино! – Вместе за одно!» в умах людей целиком отошел к народу, воплощенному в образах Минина и Пожарского. А власть стала восприниматься чуть ли не его антиподом. Хотя, именно патриарх Гермоген, представляющий власть, не убоявшись угроз со стороны интервентов и бояр-изменников, выступил с призывом к спасению Отечества. И этот призыв нашел действенный отклик у «верных людей» в Нижнем Новгороде, где еще в 1608 году нижегородцы увещевали балахнинцев быть верными законной власти: «…кто будет на Московском государстве государь, тот всем нам и вам государь…».

Надо определиться, что считать победной формулой – «без приказа и указа народ встал и спас Россию» или «по призыву законного «начального человека» Московского государства народ встал и спас Россию». В первом случае мы уповаем на чудо, во втором – мы видим единство народа, в лице «верных людей», и власти, в лице законного «начального человека», способного напрямую обратиться к народу с целью принуждения бояр-элит подчиниться общенациональным интересам. Народное единство подразумевает и взаимную жертвенность – «верным людям» иметь готовность не щадить имения своего и положить живот свой за други своя, законному «начальному человеку» – не щадя живота своего твердо стоять за национальные интересы.

Поняв и приняв главную формулу народного единства, связывающую в одно целое власть и народ, мы сможем осознанно наполнять содержанием празднование Дня народного единства. Подвиг во имя России, совершенный четыре столетия назад, должен быть осмыслен как беспрецедентный пример демократической организации общества, как «русский урок демократии». «Верные люди» по призыву законного «начального человека» спасли государство и страну, опередив на многие годы западноевропейских теоретиков общественного договора зрелостью своего национально-государственного сознания. Должно быть пересмотрено «авторское право» на демократические ценности, присвоенное западным сообществом себе. Исторические корни праздника обязывают Нижегородскую область взять на себя амбициозную миссию по утверждению демократической сущности российской государственности через позиционирование Дня народного единства, как праздника российской демократии и патриотизма. Ежегодная повторяемость праздника позволяет создать цикличную систему общественно-политических, научно- просветительских и историко-культурных мероприятий, направленных на утверждение в современном российском общественном сознании девиза «Купно заедино! – Вместе за одно!», как девиза единства власти и народа в деле созидания солидарного государства, являющегося высшим народным достоянием и необходимым условием физического выживания народа, на воспитание общенародного чувства неприятия предательства элит, как в прошлом, так и в настоящем, и в будущем.

День народного единства очень нужный и своевременный праздник, который должен способствовать формированию привлекательного образа будущего, без которого не возможно национальное развитие. День народного единства – это праздник, обращенный в будущее!

Сергей Малиновский лауреат премии Нижнего Новгорода, лауреат премии Минина и Пожарского

Фото: Сергей Лотырев.

Рассказываю о жизни Поволжья, интересуюсь журналистикой.